Школьный методический семинар

«Реализация деятельностно–компетентностного подхода в учебном процессе».

В соответствии с планом методической работы в  школе в период со 02.02.2012 г. по 14.03. 2012 г. проходил методический семинар–практикум. «Реализация деятельностно–компетентностного подхода в учебном процессе». Семинар проходил в рамках реализации одной из задач методической работы «Активизация деятельности педагогов школы по эффективному использованию современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе в свете требований ФГОС: технологии системно-деятельностного подхода, коллективных форм работы,  метода проектов, проблемного обучения и информационных технологий».

Семинар преследовал следующие задачи:

1.     Активизацию  деятельности педагогического коллектива по внедрению современных педагогических технологий обучения и воспитания учащихся:  дифференцированного обучения и воспитания учащихся, технологии системно-деятельностного подхода, коллективных форм обучения и воспитания,  метода проектов, проблемного обучения.

2.     Представление педагогических находок учителей, участвующих в региональном эксперименте по внедрению электронных учебников.

3.     Представление педагогических находок учителей школы, позволяющих эффективно работать над формированием у учащихся способов самоорганизации учебной деятельности, осуществлением практической направленности обучения,  развитием проектной культуры и проектной деятельности,  формиров0анием навыков практической деятельности, значимой для учащихся.

В ходе семинара два учителя Рубиш Ю.В. и Кузьмишкина А.Н. на открытых уроках и внеклассных мероприятиях поделились с коллегами творческими находками в применении современных  технологий, позволяющих на практике осуществить личностно-ориентированный, деятельностный подход в  обучении учащихся  среднего и старшего звенаТак, Рубиш Ю.В. на общешкольном мероприятии для учащихся 9-11-х классов «Литературная игра «Знатоки произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин»» и уроке-конференции в 11-х классах по теме «Прощай, Матёра!» представила коллегам педагогические находки в реализации деятельностно- компетентностного подхода, позволяющего учителю успешно работать над решением комплекса образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Вовлекая учащихся в работу над общим проектом «Создание сценария литературной игры «Знатоки произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин»» и его воплощение на практике, представила коллегам систему работы по формированию образовательных, коммуникативных и исследовательских компетенций учащихся параллелей 9, 10 и 11-х классов посредством вовлечения их в создание и реализацию коллективного общешкольного предметного проекта.

 

Так, учащиеся 9-х классов, участвуя в работе над коллективным проектом, работали над изучением и обобщением материала, учащиеся 10-х классов работали над повторением произведений А.С. Пушкина, учащиеся 11-х классов составляли вопросы к игре, работали над созданием презентации для иллюстративного и музыкального сопровождения литературной игры, составляли сценарий игры и технологию ранжирования вопросов и оценивания ответов для жюри. Вопросы литературной игры, включение в проект инсценирования отрывков произведения, выразительного чтения отрывков наизусть, исполнение учащимися музыкальных произведений, работа с иллюстрациями, позволили учителю успешно  работать над тем, чтобы обсуждаемые  образы, мысли и чувства А.С.Пушкина оказали влияние на  мировосприятие учащихся, формировали их нравственное и эстетическое сознание.

Вопросы литературной игры, включение в проект инсценирования отрывков произведения, выразительного чтения отрывков наизусть, исполнение учащимися музыкальных произведений, работа с иллюстрациями, позволили учителю успешно  работать над тем, чтобы обсуждаемые  образы, мысли и чувства А.С.Пушкина оказали влияние на  мировосприятие учащихся, формировали их нравственное и эстетическое сознание.

 

На уроке–конференции  в 11а и 11б классах по теме «Прощай, Матёра!» по повести В.Распутина  «Прощание с Матёрой», проведенном  в связи с 75-летием  В.Распутина,  учителю удалось успешно представить опыт работы по нравственному воспитанию личности школьника на основе изучения и анализа литературных  произведений,  активному и целенаправленному использованию деятельностного подхода в обучении и воспитании старшеклассников, систематической работе по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ.

Учителю удалось на уроке  вовлечь учащихся в активное обсуждение комплекса нравственных, экологических, социальных проблем и совести, освещенных в  произведении «Прощание с Матёрой».

 

Проявлению активной позиции каждого ученика в обсуждении проблем, поднятых в произведении, способствовали и эмоциональное вступительное слово учителя, и удачно подобранные учителем видеофрагменты, и иллюстрации презентации, а так же успешно выполненные учащимися индивидуальные задания к уроку: сообщения о биографии писателя, выписанные учащимися из произведения цитаты о добре и зле, справедливости и совести.

Учащимся удалось успешно представить на уроке два исследовательских задания «Анализ и  роль композиции в раскрытии идей повести» и «Анализ эпизода прощания с избой главной героини повести – Дарьи».

В заключительной части урока учитель, осуществляя межпредметные связи и развивая навык учащихся выполнения заданий ЕГЭ части «С», организовала  групповую деятельность учащихся  по выполнению  практических заданий - написания эссе по одной из тем, предложенных к обсуждению.

На уроке в 6а классе 02.02.2012 г. по теме «Сложение отрицательных чисел» Кузьмишкина А.Н. в рамках эксперимента «Апробация различных типов ИМЭУ» показала приемы использования на уроке математики интерактивного мультимедийного электронного учебника, электронного образовательного ресурса в форме презентации, динамической модели на магнитной доске.

Сочетание различных видов деятельности: математический тест из контента ИМЭУ с элементами обратной связи, работа с динамической моделью координатной оси при решении примеров, применение знаний о действии с отрицательными числами на примере шкалы термометра с опорой на слайды мультимедийной презентации, самостоятельная работа в тетрадях, выполнение которой давало возможность расшифровать кодовое слово, повышало наглядность изучаемого материала и способствовало усвоению нового материала. Электронный учебник позволяет учителю вовлечь учащихся  в решение задач по изучаемой теме из учебников разных авторов, что способствует развитию вариативности мышления учащихся и умений применят новые знания в разных ситуациях.

 Активное применение ридера на этапе актуализации знаний (тест), закрепления знаний (решение примеров), решения задач, мультимедийной презентации способствовало повышению мотивации учащихся к учебной деятельности и не выходило за рамки санитарных норм.

На уроке в 11б классе 09.02.2012 г. по теме «Решение практических задач на вычисление объёмов тел» учитель творчески подошел к организации деятельности учащихся в группах, направленной на закрепление знаний и умений вычислять объем призмы, цилиндра, конуса. Анализируя форму складов, хранилищ, ангаров, кузова машины, учащиеся практиковались по геометрическим размерам с использованием формул объемов простых фигур вычислять их вместимость, а используя дополнительные сведения – количество товара.

На втором этапе урока учащиеся решали исследовательские задачи о том, как лучше свернуть прямоугольный лист бумаги, чтобы получить кулек в форме конуса, банку в форме цилиндра большего объема, используя при этом метод моделирования и применяя алгебраические методы.

Групповая форма работы, практическая направленность заданий, организация исследовательской деятельности позволили развивать предметные компетенции: умение распознавать на моделях и по описанию основные пространственные тела, указывать их основные элементы, узнавать эти формы в окружающих предметах, умение иллюстрировать условие стереометрической задачи либо чертежом, либо моделью, умение вычислять значение геометрических величин (длин, площадей, объемов), применять изученные формулы, а также ключевые компетенции: ценностно-смысловую компетенцию (учащиеся узнали, каким образом можно использовать полученные знания в последующей жизни), общекультурные компетенции при формировании грамотной, логически верной речи, учебно-познавательные компетенции при решении проблемных исследовательских задач. Кроме моделей с целью повышения наглядности изучаемого материала учитель использовал мультимедийную презентацию

.

Приказом директора школы В.Е.Павлова учителям: Рубиш Ю.В., Кузьмишкиной А.Н. объявлена благодарность за активное участие в работе методического семинара «Реализация деятельностно–компетентностного подхода в учебном процессе».

 

Сайт управляется системой uCoz