Школьный методический семинар «Реализация деятельностно–компетентностного подхода в учебном процессе». |
||||||||
В соответствии с планом методической работы в школе в период со 02.02.2012 г. по 14.03. 2012 г. проходил методический семинар–практикум. «Реализация деятельностно–компетентностного подхода в учебном процессе». Семинар проходил в рамках реализации одной из задач методической работы «Активизация деятельности педагогов школы по эффективному использованию современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе в свете требований ФГОС: технологии системно-деятельностного подхода, коллективных форм работы, метода проектов, проблемного обучения и информационных технологий». Семинар преследовал следующие задачи: 1. Активизацию деятельности педагогического коллектива по внедрению современных педагогических технологий обучения и воспитания учащихся: дифференцированного обучения и воспитания учащихся, технологии системно-деятельностного подхода, коллективных форм обучения и воспитания, метода проектов, проблемного обучения. 2. Представление педагогических находок учителей, участвующих в региональном эксперименте по внедрению электронных учебников. 3. Представление педагогических находок учителей школы, позволяющих эффективно работать над формированием у учащихся способов самоорганизации учебной деятельности, осуществлением практической направленности обучения, развитием проектной культуры и проектной деятельности, формиров0анием навыков практической деятельности, значимой для учащихся. В ходе семинара два учителя Рубиш Ю.В. и Кузьмишкина А.Н. на открытых уроках и внеклассных мероприятиях поделились с коллегами творческими находками в применении современных технологий, позволяющих на практике осуществить личностно-ориентированный, деятельностный подход в обучении учащихся среднего и старшего звенаТак, Рубиш Ю.В. на общешкольном мероприятии для учащихся 9-11-х классов «Литературная игра «Знатоки произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин»» и уроке-конференции в 11-х классах по теме «Прощай, Матёра!» представила коллегам педагогические находки в реализации деятельностно- компетентностного подхода, позволяющего учителю успешно работать над решением комплекса образовательных, развивающих и воспитательных задач. Вовлекая учащихся в работу над общим проектом «Создание сценария литературной игры «Знатоки произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин»» и его воплощение на практике, представила коллегам систему работы по формированию образовательных, коммуникативных и исследовательских компетенций учащихся параллелей 9, 10 и 11-х классов посредством вовлечения их в создание и реализацию коллективного общешкольного предметного проекта.
На уроке–конференции в 11а и 11б классах по теме «Прощай, Матёра!» по повести В.Распутина «Прощание с Матёрой», проведенном в связи с 75-летием В.Распутина, учителю удалось успешно представить опыт работы по нравственному воспитанию личности школьника на основе изучения и анализа литературных произведений, активному и целенаправленному использованию деятельностного подхода в обучении и воспитании старшеклассников, систематической работе по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ. Учителю удалось на уроке вовлечь учащихся в активное обсуждение комплекса нравственных, экологических, социальных проблем и совести, освещенных в произведении «Прощание с Матёрой».
Проявлению активной позиции каждого ученика в обсуждении проблем, поднятых в произведении, способствовали и эмоциональное вступительное слово учителя, и удачно подобранные учителем видеофрагменты, и иллюстрации презентации, а так же успешно выполненные учащимися индивидуальные задания к уроку: сообщения о биографии писателя, выписанные учащимися из произведения цитаты о добре и зле, справедливости и совести. Учащимся удалось успешно представить на уроке два исследовательских задания «Анализ и роль композиции в раскрытии идей повести» и «Анализ эпизода прощания с избой главной героини повести – Дарьи». В заключительной части урока учитель, осуществляя межпредметные связи и развивая навык учащихся выполнения заданий ЕГЭ части «С», организовала групповую деятельность учащихся по выполнению практических заданий - написания эссе по одной из тем, предложенных к обсуждению. На уроке в 6а классе 02.02.2012 г. по теме «Сложение отрицательных чисел» Кузьмишкина А.Н. в рамках эксперимента «Апробация различных типов ИМЭУ» показала приемы использования на уроке математики интерактивного мультимедийного электронного учебника, электронного образовательного ресурса в форме презентации, динамической модели на магнитной доске.
На уроке в 11б классе 09.02.2012 г. по теме «Решение практических задач на вычисление объёмов тел» учитель творчески подошел к организации деятельности учащихся в группах, направленной на закрепление знаний и умений вычислять объем призмы, цилиндра, конуса. Анализируя форму складов, хранилищ, ангаров, кузова машины, учащиеся практиковались по геометрическим размерам с использованием формул объемов простых фигур вычислять их вместимость, а используя дополнительные сведения – количество товара. На втором этапе урока учащиеся решали исследовательские задачи о том, как лучше свернуть прямоугольный лист бумаги, чтобы получить кулек в форме конуса, банку в форме цилиндра большего объема, используя при этом метод моделирования и применяя алгебраические методы. Групповая форма работы, практическая направленность заданий, организация исследовательской деятельности позволили развивать предметные компетенции: умение распознавать на моделях и по описанию основные пространственные тела, указывать их основные элементы, узнавать эти формы в окружающих предметах, умение иллюстрировать условие стереометрической задачи либо чертежом, либо моделью, умение вычислять значение геометрических величин (длин, площадей, объемов), применять изученные формулы, а также ключевые компетенции: ценностно-смысловую компетенцию (учащиеся узнали, каким образом можно использовать полученные знания в последующей жизни), общекультурные компетенции при формировании грамотной, логически верной речи, учебно-познавательные компетенции при решении проблемных исследовательских задач. Кроме моделей с целью повышения наглядности изучаемого материала учитель использовал мультимедийную презентацию . Приказом директора школы В.Е.Павлова учителям: Рубиш Ю.В., Кузьмишкиной А.Н. объявлена благодарность за активное участие в работе методического семинара «Реализация деятельностно–компетентностного подхода в учебном процессе».
|