Школьный методический семинар

«Применение инновационных технологий в процессе обучения младших школьников

с целью формирования УУД в свете требований новых образовательных стандартов».

          В соответствии с планом методической работы 29 февраля 2012 г.

в школе проходил методический семинар–практикум «Применение инновационных технологий в процессе обучения младших школьников с целью формирования УУД в свете требований новых образовательных стандартов».

Методический семинар проходил в рамках реализации одной из задач методической работы «Активизация деятельности педагогов школы по эффективному использованию современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе в свете требований ФГОС: технологии системно-деятельностного подхода, коллективных форм работы,  метода проектов, проблемного обучения и информационных технологий».

         Актуальность выбора проблемы методического семинара обусловлена внедрением в начальное звено новых ФГОС предусматривающего  изменение целей обучения: перенос акцента с усвоения значительной по объему системы знаний на усвоение способов деятельности, развитие у учащихся способности к самостоятельному решению проблемы в различных сферах деятельности, ориентацию на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов.

         Метапредметные результаты представляют собой универсальные учебные действия (УУД), которые могут быть применены на любом материале, в том числе в новых ситуациях, в которых может оказаться ребенок. УУД – это обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться. Обобщённым действиям свойствен широкий перенос, т.е. обобщенное действие, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета, может быть использовано при изучении других предметов.

ФГОС предусматривает  процесс формирования УУД при изучении конкретного предмета в рамках урока. Учитель  при этом должен ставить перед собой задачу научить не только предмету, но, используя его содержание, сформировать учебную деятельность учащегося, мотивировать его интерес к продолжению обучения, к добыванию знаний вообще, а не только по конкретному предмету. ФГОС определена система УУД, которая включает:

·        личностные универсальные учебные действия -  обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях,

·        регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности,

·        познавательные универсальные учебные действия,

·        коммуникативне действия.

 

Семинар преследовал следующие задачи:

1.     Активизацию  деятельности педагогического коллектива по внедрению современных педагогических технологий обучения и воспитания учащихся.

2.     Представление опыта учителей первых классов, активно использующих современные педагогические технологии, ориентированные на формирование УУД в процессе изучения предметов в начальном звене.

В ходе семинара два учителя начальных классов Москаленко А.С. и Шишкина В.А. представили коллегам собственные педагогические находки и приемы работы по формированию у первоклассников УУД.

Так, на уроке «Мир вокруг нас» по теме «Овощи и фрукты» в 1г классе Москаленко А.С. познакомила коллег с технологиями, формами и приемами,  направленными на формирование комплекса УУД на материале предмета.

 

Используемая учителем в начале урока презентация  «Отгадай загадку» была направлена на развитие регулятивных УУД и позволила вовлечь учащихся в учебную деятельность по формулированию темы урока и определению учащимися границ знания и незнания, определения задач урока.

Активное использование групповой формы работы позволило учителю успешно работать над развитием коммуникативных, познавательных, регулятивных и межпредметных компетенций учащихся. Так, учащиеся выполняли такие коллективные задания как: дорисовать овощи и фрукты, подсчитать в корзине овощи и фрукты, выделить те овощи, в названии которых два и три  слога, «рассадить овощи на грядки, а фрукты на деревья», подобрать загадки, сказки об овощах и фруктах.

Учитель представила приемы организации работы по формированию познавательных и исследовательских компетенций на примере организации выполнения учащимися индивидуальных заданий по изучению пользы отдельных овощей и фруктов для здоровья человека, содержанию витаминов группы А,В,С.

На развитие творческих способностей учащихся и формирование коммуникативных компетенций было направлено вовлечение учащихся в инсценирование отрывка из сказки.

 

Организацию групповой работы по выполнению задания «помоги поварам приготовить обед» учитель использовала с целью умения учащихся применить полученные знания в новой ситуации (конкретной практической деятельности).

 Рефлексия, проведенная в конце урока, была направлена на  развитие регулятивных компетенций учащихся.

 

Шишкина В.А. на уроке «Мир вокруг нас» представила итог работы учащихся над проектом «Поможем птицам зимой».

Коллективные формы работы, используемые учителем на протяжении всего урока, способствовали не только активизации деятельности учащихся по формированию знаний об особенностях жизни птиц в зимних условиях, о классификации птиц на зимующих и перелетных, но и позволяли успешно работать над формированием коммуникативных компетенций и личностных  универсальных учебных действий, формирующих  умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и умение определять нравственный аспект поведения в созданных ситуациях.

 

Так, учащиеся обосновывали с точки зрения особенностей физиологии птиц необходимость подкормки зимующих птиц, представляли результаты исследовательской деятельности по изучению видов кормушек для птиц и материалов для их изготовления, обосновывали причинно-следственные связи, раскрывающие особенности размещения каждого вида кормушек и использование определенных видов продуктов для подкормки птиц зимой.

Учащиеся представили результат коллективного труда по изготовлению серии разного вида кормушек, в процессе которого продемонстрировали умение раскрывать цели и задачи проекта, обосновывать актуальность выбранной темы для проектной деятельности, умение обосновывать  отбора материала для изготовления кормушек, представлять результат коллективной деятельности в электронном продукте.

 

Рефлексия результата коллективной деятельности над общим проектом и осознание его практической значимости для окружающей человека природы позволила учащимся выразить самооценку результата своей деятельности в выборе девиза «Мы друзья природы!».

Привлечение учащихся к созданию презентации способствовала развитию информационных компетенций учащихся и компетенций фиксирования  коллективных результатов исследовательской и практической деятельности.

 

Приказом директора школы В.Е.Павлова учителям: Москаленко А.С. и Шишкиной В.А. объявлена благодарность за активное использование в учебном процессе проектной технологии и технологии коллективных способов обучения, позволяющих успешно работать над формированием универсальных учебных действий учащихся.

 

Сайт управляется системой uCoz